Фото: Мосичев В.В.
Отличное у нас лето, жаль только, короткое. И чем дефицитнее ресурс, тем более жаль его бездарно растрачивать. Чем нам запомнятся месяцы без снега и слякоти? А почему бы не научиться кататься на роликовых коньках? Тем, кто зимой ходит на каток, это даст дополнительные тренировки и возможность испытать любимые ощущения в мышцах, тем, кто ищет физические аэробные нагрузки, но не знает, на чем остановиться, позволит разнообразить бег вокруг дома, а любителям адреналина это еще и экстремальные развлечения обеспечит. В общем, писано о причинах кататься немало, потому остановимся на том, как выбрать коньки, как за ними ухаживать, как защищаться от травм.

Относительно любых коньков (взрослые, детские):

1. Сразу следует отмести все модели с пластиковыми подшипниками и подшипниками скольжения! Единственное их достоинство – невысокая цена. Хотя, если стоит задача отбить желание кататься, брать нужно именно их: когда клиент, уже изрядно помучавшись, будет иметь все шансы поехать, у него не получится покатиться на подшипниках с приличным люфтом. Выбирать необходимо из роликов с закрытыми металлическими подшипниками качения максимального диаметра.

2. Выбирать нужно и как можно больший диаметр самого ролика: неровности покрытия на них менее заметны; они меньше изнашивают подшипники.

3. Если вы четко следовали выбору в пунктах 1 и 2, то в поле зрения остались только модели с четырьмя роликами (если остались с тремя – тоже вычеркивайте). Проверьте качество вращения каждого ролика: скрипы, прерывистое вращение, биение в осях недопустимы.

Теперь можно приступить к примерке!

4. Выберите коньки, которые очень нравятся внешне тому, кто на них будет кататься. Выясните, есть ли необходимый размер. Если нет, то надо подбирать другие… и так до тех пор, пока не найдется нужное. Критерий «нравится» психологически остается важным. В конце концов, есть и другие магазины.

5. Наденьте коньки и полностью зашнуруйте. Потратьте время на приведение шнуровки в полную «боевую» готовность так, как будто вы прямо сейчас будете кататься. Если есть продавцы-консультанты, пусть они покажут все шнурочки, застежки, карабинчики и объяснят их назначение.

6. Встаньте на коньки! Для безопасности лучше, если кто-то подстрахует (будет вашей опорой в прямом смысле). Не отходите далеко от места для сидения (это не шутка).

7. Поставьте коньки (ноги) на ширину плеч, чуть согните колени, перенеся вес тела чуть вперед. Нога в коньке должна позволить вам это. Если нога не двинулась, и «отклячилась» попа, то от коньков придется отказаться, т.к. это плохая модель ботинка, и кататься на таких роликах – постоянно падать на «пятую точку».

8. После проверки на продольное перемещение ноги переходим к поперечной прочности. Наибольшее количество травм голеностопа на коньках происходит из-за того, что конек не держит голеностоп поперечно. Попробуйте «свалить» ногу во внешнюю, а потом внутреннюю сторону (то есть, попытайтесь раздвинуть, а потом сдвинуть ноги, не отрывая их от пола). Нога может чуть изогнуться вправо и влево в колене, но не в голеностопе! Верхняя часть конька должна держать голеностоп и не давать ему перемещаться! Если конек плотно держит голень, но не держит голеностоп, смотрите другую модель. А если чуть болтается на ноге, то, скорее всего, он неплотно завязан (затянут), либо этот конек широк для вас. Если дело в затяжке – затяните, если в ширине голени – меняйте модель.

9. Обратите внимание, не попадают ли швы в ботинке на суставы.

10. Практически все коньки имеют тормоз (на одном из коньков выступает «такая штука»). Иногда бывает и на обоих коньках, а иногда идет в комплекте, но не прикручена. Попросите прикрутить ее! Открутить сможете всегда, а вот на начальном этапе обучения неподходящий тормоз – путь к травме.

11. Предположим, что тормоз есть. Приступаем к его проверке! Встаньте на обе ноги (коньки параллельно) – тормоз не должен касаться поверхности. Перенесите вес тела на ногу без тормоза и, сгибая ее, двигайте ногу с тормозом вперед (носок тормозящей ноги – максимально «на себя»). Если вы не коснулись тормозом пола, а сами находитесь в положении «полуприсяд», пользы от тормоза не будет. В идеале тормоз должен коснуться поверхности уже в середине опорной стопы, допустимо – около носка.

12. Теперь внимательно осмотрите коньки на отсутствие острых краев внутри ботинка и наличие обработки матерчатых швов.

После всех этих действий вы выбрали хорошие роликовые коньки.
ЧАСТЬ II
Как
 выбрать роликовые коньки и начать кататься? Часть 2


Теперь об особенностях выбора коньков на ребенка:

1. Все детские роликовые коньки имеют регулировку по размеру, поэтому если ребенку по размеру подходит S в максимальном размере, то лучше взять L, так как в ужатом размере он будет чуть больше, но хватит его на дольше (нога-то у ребенка растет).

2. Если коньки ребенку чуть велики, это не страшно. Главное, чтобы нога в коньке (в хлопчатобумажном носке) не скользила по стельке.

3. Не берите модели с застежками голени на липучке. Они, конечно, проще застегиваются ребенком, но расстегиваются они сами по себе без участия ребенка.

4. Рама конька (куда крепятся ролики) может быть из плотного пластика (на два сезона хватит, а дальше можно будет поменять), но лучший (хоть и дорогой) вариант – алюминиевая.

5. Жесткость резины роликов лучше выбрать среднюю: меньше будут отдаваться в ногах неровности. Совсем мягкие ролики еще больше смягчат ощущение неровностей, но и сократят расстояние свободного качения (ребенок быстрее устанет).

Особенности для взрослых:

1. Коньки подбираются точно по размеру ноги – она же больше не вырастет.

2. Раму брать жесткую алюминиевую.

3. Резина роликов – средняя и жесткая. Очень жесткая – для скоростного катания, но подшипники при катании по асфальту убьются очень быстро.

Обслуживание роликов:

1. Если какой-либо из роликов крутится с заеданием, люфтом, хрустом – меняйте его.

2. Если обнаружили трещины в раме конька – меняйте ее.

3. Если произошел неравномерный износ резины на ролике (то есть, он перестал быть круглым) – замените ролик.

4. Если ощущаете хруст в ботинке роликового конька – откажитесь от катания. Определитесь с тем, что вызывает этот хруст: это либо грязь в сочленениях ботинка, либо трещина в контуре жесткости ботинка или конька, либо (возможный вариант) – перелом ноги. Чаще всего хрусты бывают после падений.

5. Перед каждым катанием обязательно проверяйте роликовые коньки.

Теперь о защите:

1. Как бы вы хорошо ни катались, каким бы вестибулярным аппаратом ни обладал ваш ребенок, падать вы будете. Со временем падать будете меньше, но жестче. Смиритесь с этой мыслью.

2. Смиритесь также, что нужно обязательно купить защиту. Для ребенка: наладонники, налокотники, наколенники и шлем – это обязательно. Штаны для защиты копчика – опционально. Для взрослого: наладонники, наколенники и налокотники. Шлем, конечно, желателен, а при экстремальном катании обязателен.

3. Выбор всей защитной амуниции прост. Она должна быть прочной, защищать суставы полностью по фронтальной части сгиба и минимально сковывать движения.

4. Относительно шлема для ребенка: лучше яркий, так как кататься он будет не один, и чем раньше его заметит другой катающийся, тем меньше шансов столкновения.

Необходимые навыки:

1. Не катайтесь на прямых ногах! Ноги должны быть присогнуты. Тогда вы не будете падать на «пятую точку» и сможете сгруппироваться при падении.

2. При падении никогда не сжимайте руку в кулак. Наладонник защищает запястье и ладонь, а при сжатом кулаке между асфальтом и пластиком окажутся Ваши пальцы.

3. При падении вперед падайте на колени, открытые кисти и амортизируйте руками (налокотники защитят ваши локти).

4. При падении в повороте (на бок) группируйтесь, катитесь всем телом, куда катится, защищая руками голову. Вы, конечно, будете все в пыли, но избежите глубоких царапин.

Вот, пожалуй, и все, что необходимо делать, чтобы желание кататься не пропало после первого дня или первого падения. Желаю удачи!

Опубликовано 24.02.2010
www.®oller-team.©lan.su